Как Майкл Джексон делал это?
Те, кто считал, что в этом видео были использованы спецэффекты, были потрясены, увидев как Майкл, также известный как «Moonwalker», совершает такое движение вживую в своих концертах по всему миру. В течение нескольких поколений танцоры пытаются повторить это движение, которое противоречит всему что мы знаем о спинальной биомеханике. Но действительно ли Джексон выполнял невозможное?
Когда человек стоит вертикально, его центр тяжести лежит перед вторым позвонком. Исследования показывают, что когда мы наклоняемся вперед с прямым торсом, сохраняя наши тазобедренные суставы в качестве опоры, мускулы позвоночника действуют как «тросы» для поддержки подвешенного позвоночного столба, предотвращая падение вперед.
Однако когда опорная точка для переднего изгиба смещается в суставы голеностопа, мышцы спины теряют способность поддерживать позвоночный столб, а деформация сдвигается на ахиллесово сухожилие (рис.B). Это позволяет иметь лишь очень ограниченную степень наклона вперед с жесткой прямой осанкой (если только вы не Майкл Джексон).
Рис.A: «Антигравитационный» наклон (> 45° вперед), танцевальный элемент, введенный Майклом Джексоном, по сравнению с нормальным пределом наклона человека (наклон на 20°), а также концепт обуви, разработанный для этого Джексоном и соизобретателями.
Рис.B: сдвиг точки опоры от крестца до ахиллова сухожилия в наклоне Джексона
Большинство тренированных танцоров с сильными мышцами позвоночника достигают максимум 25-30° наклон при время выполнения этого трюка. Майкл применял сложнейший 45-градусный наклон, который кажется неземным для любого свидетеля. Несколько поклонников Джексона, при попытке повторить это - не просто не смогли, но и нанесли себе травмы.
Хотя многим и хотелось бы верить, что Майкл нарушил законы физики (и физиологии), но патент зарегистрированный под его именем, показывает что это движение выполнялось с помощью умного изобретения. Джексон (с соавторами) разработал специальный ботинок, у которого был слот в пятке. Треугольный слот мог взаимодействовать с элементом сцепки (металлический штифт, который выходил из пола сцены в нужное время), фиксируя пятку танцора на полу (рис.А).
Но даже в специально разработанной обуви, движение невероятно сложно исполнять, требуется чрезвычайное напряжение усиленных спинальных мышц и мышц нижней конечности.
Трюк или нет, но новые танцевальные движения, вдохновленные Джексоном, поставили под сомнение наше понимание режимов работы позвоночника и механизмов его травмы. С тех пор, как Майкл придумал для нас свои невероятные движения, во всем мире танцоры пытаются прыгнуть ещё выше, растянуться еще сильнее и поворачиваться быстрее, чем когда-либо прежде. Танцы в стиле хип-хопа, и особенно его ответвление, b-boying / b-girling - это два стиля, которые включают в себя важные элементы акробатики. Напряжения на позвоночнике, испытываемые танцорами этих стилей, очень высоки и, откровенно говоря, немного странные.
Исполнение "Smoouth Criminal", описываемый трюк на 5.30:
Быстрый рост популярности танца как искусства и физического упражнения во всем мире неизбежно приведет к появлению новых форм травм, которые могут озадачить травматолога.
Ситуация еще более осложнится, когда танцор, получивший хирургическую конструкцию для компенсации травмы, захочет продолжить танцевать. Искусство - это сама жизнь для многих танцоров, и пока неясно как хирургические имплантаты смогут поддерживать стресс-режим танца.
В то время как многие новые вопросы требуют ответа, несомненно, что все это изначально было связано с изобретательностью и стилем «Короля поп-музыки».
Нишант Ягник, Манджул Трипати,
Отделение нейрохирургии, Институт медицинского образования и исследований Чандигарх, Индия
Использованная литература
-
d’Hemecourt PA, Luke A: Sport-specific biomechanics of spinal injuries in aesthetic athletes (dancers, gymnasts, and figure skaters). Clin Sports Med 31:397–408, 2012 Crossref,Medline, Google Scholar
-
Jackson MJ, Bush ML, Tompkins D, inventors: Method and means for creating anti-gravity illusion. US patent 5,255,452. October 26, 1993. Google Scholar
thejns.org/doi/full/10.3171/2018.2.SPINE171443