Навигация по сайтуНавигация по сайту

Два случая синестезии человек-цвет и звук-цвет: можно ли видеть ауру?

Тезис

Синестезия - это нарушение развития, при котором происходит кросс-коммуникация между сенсорными модальностями или потоками данных, т.е. раздражитель (например, звук) автоматически вызывает сопутствующую реакцию в другой сенсорной системе (например, цвет). До сих пор остается вопросом, является ли это явление результатом атипичной структурной связности (например, связь между полями коры головного мозга, которые не имеют связи при нормальных обстоятельствах) или результатом  изменений химии нервных процессов. В ходе данного исследования были рассмотрены два случая синестезии - субъекты AB и CD, оба из которых способны видеть цветную ауру вокруг человека, а также ощущают цвет в ответ на музыку. В последние годы оба субъекта исследования претерпели полную потерю синестетического восприятия или его существенный спад; первый (AB) - в результате последовательных травм головы, включая удар молнией, после чего последовал прием ряда медикаментов; второй (CD) - во время приема нейролептиков. Используя интервью в произвольной форме и данные из комплексного теста Synaesthesia Battery и заданий на подбор цвета, исследователи выявляют феноменологические характеристики синестезии до ее потери, а также последующее восстановление синестетических ощущений обоими субъектами (месяцами после травмы у AB и после прекращения приема лекарственных средств субъектом CD). Даже после нескольких лет подавления, ассоциации были так же сильны, как и до травмы. В таком случае синестетические ощущения, как и бо́льшая часть сознательного опыта, могут быть смодулированы различными медикаментами или травмой головы. Однако глубинные нейронные процессы (в частях нервной системы, отвечающей за определенное поведение или психологическое состояние), принимающие участие в проявлении синестетических ощущений, оказываются удивительно сильно связанными и могут сохраняться в течение больших промежутков времени даже под давлением обстоятельств, изменяющих или полностью подавляющих синестетическое восприятие.

Что такое синестезия?

Синестезия

При просмотре ролика (справа) у 20% людей возникает синестезическая иллюзия "бумкающего" звука. На самом же деле это картинка в формате GIF, в которую в принципе не может быть встроен звук.

Эта иллюзия является примером синестезии, когда чувства, подобные слуху и зрению, пересекаются в мозге.

Мы живём в мире, в котором в каждый момент мы окружены движениями, которые логически связаны со звуком: мы видим, как мяч подпрыгивает, и ожидаем услышать звук подпрыгивающего мяча.

Поскольку так называемые синестетические пары можно узнать уже когда мы маленькие, то многие люди могут развить синестезию для очень распространенных чувств. Другие примеры синестезии немного более необычны. К примеру, пианист Николай Римский-Корсаков видел различные музыкальные ноты (звуки) как цвета. Эти два чувства редко связаны в повседневной жизни, и поэтому его способность очень примечательна.

Синестезия, скорее всего, происходит и с приведенным справа феноменом «шумного GIF», который лаборатория Fassnidge называет «визуально вызванным слуховым ответом» или vEAR для краткости.

Несмотря на то, что синестезия со слухом изучена не очень хорошо, исследования показывают: до 20 процентов людей испытывают vEAR, и это намного выше, чем от 2 до 4 процентов при других формах синестезии. И, как и во всех формах синестезии, некоторые люди более восприимчивы к этой иллюзии, чем другие.

Возможно, многие из нас испытывают vEAR, даже не замечая. Возможно мы думаем что звук реальный, просто потому что такой звук обычно ожидаемый. Такая распространенность иллюзии vEAR может означать, что мы её не замечаем до тех пор пока она не привлечет наше внимание такими "шумными GIF". Эта GIF-ка не единственный пример; в этом субреддите есть еще много.

Введение

На данный момент было выявлено более 60 различных форм синестезии, и до сих пор в список добавляются новые разновидности этого состояния. В 2013г. невролог Рамачандаран Вилейанур и его коллеги охарактеризовали форму вызываемой эмоциями синестезии у субъекта TK, который мог видеть окрашенные ореолы вокруг лиц людей. Однако это был лишь седьмой зарегистрированный случай такой формы синестезии, первый же был отмечен в 1934г. у 7-летнего синестета. В данном же исследовании рассмотрены 2 случая синестезии: оба субъекта AB и CD способны видеть цветную ауру вокруг человека, а также обладают цветовым восприятием музыки. Стоит отметить удивительный факт: оба субъекта в последние годы претерпели временную утрату или подавление их синестетических ощущений в результате травм головы и принятия лекарственных средств, соответственно. Авторы данного исследования верят, что они рассмотрели первый случай утраты этой формы синестетического восприятия с его последующим восстановлением, и надеются, что изучение таких редких случаев может пролить свет на природу данного явления.

Результаты

Синестет AB, 20-летняя девушка, в одинаковой степени владеющая обеими руками (левая доминантная), обладает синестетическим восприятием с детства. Конкретнее, она воспринимает визуально проецируемые цвета в ответ на ноты, аккорды и музыкальные инструменты, а также сильно ассоциируемые цвета или ауры по отношению к людям. Ее сопутствующие музыке ощущения однонаправлены и появляются - обычно в центре поля видимости - как полупрозрачные объекты, которые можно сравнить с чернилами или красками, опущенными в воду. Появляющиеся цвета синхронны во времени с воспроизводимыми звуками и зависимы от таких характеристик, как высота тона (цвета, соответствующие более высоким нотам, появляются выше в поле зрения и имеют пастельные блеклые оттенки; низкие ноты появляются в поле зрения ниже и соответствуют ровным сплошным цветам), тип инструмента и ожидание (чем неожиданней звук, тем ярче цвет).

Несмотря на неумение читать партитуру, AB может играть на слух на оловянной дудке (традиционный музыкальный инструмент в Ирландии), флейте, колокольчиках (немецкий глокеншпиль), маримбе (разновидность ксилофона, распространенная в Африке)  и фортепьяно и утверждает, что научилась играть на этих инструментах благодаря своей синестезии, так как в ответ на звучащие фальшиво ноты появлялись «неправильные» цвета. Ее ассоциации человек-цвет не проецируются в поле зрения; точнее говоря, знакомые люди вызывают у нее крепкие цветовые ассоциации в мысленном взоре. Специфичные черты характера связаны с разными цветами (например, люди с голубой аурой эмоциональны, зеленой - преданны и т.д). Ауры не бывают одинаковыми, однако у пар цвета могут смешиваться; более того, у некоторых людей в ауре может быть несколько цветов, если голос человека не соответствует цвету его личности. Цвета сильно зависят от эмоций, и AB утверждает, что ее синестезия полезна, так как девушка эмоционально реагирует на другого человека, исходя из цвета его ауры.

Между 2008г. (14л) и 2016г. AB сообщала об изменениях в природе ее синестетических ощущений ввиду ряда травм. К ним относятся два несерьезных сотрясения и кратковременное подавление ее синестетического восприятия во время принятия медикаментов от мигрени в 2010г. (Парамакс, парацетамол с гидрохлоридом метоклопрамида). В 2012г. с поступлением в университет AB впервые узнала о явлении синестезии и прошла онлайн-тест Synesthesia Battery. В декабре 2013г. она заразилась вирусным менингитом, что изменило воспринимаемые ей цвета; они остались яркими, но появлялись не на тех нотах. После выздоровления она сообщила, что ее восприятие нормализировалось. Три месяца спустя (март 2014г.) она претерпела третье сотрясение с потерей сознания; AB сообщила, что после этого случая вызываемые музыкой цвета сместились с центра поля зрения в нижнюю периферию и ослабли; синестезия человек-цвет серьезным изменениям не подверглась. В следующем месяце (апрель 2014г.) перенесенное сотрясение не вызвало потерю сознания, но у субъекта появилась тревога и повышенная эмоциональность, а также изменения в восприятии ауры, которые, однако, нормализовались к июню. Однако сразу после восстановления девушку ударило молнией, отчего ей потребовалась госпитализация. На несколько дней она потеряла память, ее тревожность вышла из-под контроля, синестетические ощущения также претерпели изменения. Перед ней представало «ужасно огромное количество белого» из-за звона в ушах, затем у нее появилось покалывание, во время которого в голове появлялись белые вспышки. В период выздоровления у нее случился ряд панических атак, в результате которых ее синестетические ощущения были совсем нехарактерными: цвета были странными и интенсивными, много золотого и серебряного, которые она описывала как «даже ненастоящие цвета». После этого AB в течение месяца принимала ксанакс (алпразолам) по рецепту врача, что вызвало угнетение ее синестетических ощущений как реакция на музыку и людей, но ситуация нормализировалась к июлю.

Ей приходилось принимать различные лекарственные средства от приступов мигрени до июня 2015г., затем прием был прекращен и ее синестетические ощущения практически полностью пришли в норму. В это время авторы данного исследования провели с ней интервью и заключили, что у субъекта были сильные цветовые ассоциации по отношению к музыкальным инструментам (но сравнительно мала реакция на фортепьяно). Цветовые ассоциации по отношению к людям также сочлись весьма стабильными, как по отношению к родственникам и друзьям, так и по отношению к незнакомцам.

Синестет CD, 31-летний мужчина, в одинаковой степени владеющий обеими руками (правая доминантная), с детства видит ауру вокруг людей и цвета в ответ на музыку, в его семье имеются случаи аутизма. Цвета автоматически появляются вокруг человека (обычно вокруг головы) в поле зрения субъекта, в зависимости от настроения CD и его эмоциональной реакции по отношению к другому человеку появляются специфичные цвета. Особенности ауры, проецируемой в пространстве, во многом зависят от самого цвета; например, коричневый и черный проецируются достаточно часто, в то время как красный появляется реже. Во время прослушивания музыки он воспринимает полуавтономные «пятна цвета» в центре и на периферии поля зрения. В отличие от AB, они полностью основаны на его эмоциональной реакции к прослушиваемой музыке. У него также есть отчетливые цветовые ассоциации по отношению к некоторым числам, он представляет числовые функции в трехмерном пространстве, что может помогать в арифметике.  У субъекта CD также есть умеренные, но постоянные цветовые ассоциации по отношению к некоторым комбинациям букв (например, “abc”). Вплоть до 2015г. CD рассматривал свои синестетические ощущения как резко негативные.

В 2004г. (20л) во время приема препарата лексапро (эсциталопрам) от сезонной депрессии, субъект CD впервые испытал подавление своих визуализаций, на 4-5 недель он полностью утратил способность видеть цвета в ответ на музыку и людей. Отсутствие синестетических восприятий продолжилось до конца 2012г., когда он прекратил прием лекарственных средств, а летом 2013г. его цветовое восприятие к людям и музыке окончательно восстановилось. В 2014г. на краткий срок ему был прописан риталин (метилфенидат), что привело к изменениям в воспринимаемых цветах в ответ на людей; конкретнее, чаще появлялись ауры с фиолетовыми оттенками. К июлю 2015г., когда он завершил тестирование Synesthesia Battery и с ним было проведено интервью, его изначальные ощущения (которые он теперь считает позитивными) приходили в норму, а визуализации «становились более связными».

Дискуссия

Оба этих случая синестезии типа музыка-цвет и человек-цвет соответствуют классическим характеристикам синестезии, связанной с развитием, нежели вызванной травмами или медикаментами. Однако синестетические ощущения все же претерпевали изменения в силу повреждений, инфекций, мигрени и припадков, а также различных лекарственных средств. Провидимые ранее исследования на тему фармакологии синестезии по большей части акцентировали внимание на ряде галлюциногенных препаратах, способных вызвать аудиовизуальные ощущения, похожие на синестетические, у людей, не являющихся синестетами, или усиливали эти ощущения у синестетов. Некоторые авторы отмечали, что множество подобных веществ, самые известные из которых - ЛСД, псилоцибин и мескалин, активируют серотонин; это наводит на мысль, что мутации в генах, отвечающих за выработку серотонина, могут являться причиной возникновения синестезии.

Лексапро, полностью подавивший синестетические ощущения у субъекта CD на 8 лет, в течение которых он принимал средство, является селективным ингибитором обратного захвата серотонина, что соотносится с регистрируемым ранее действием флуоксетина. Таким образом, какими бы ни были причины возникновения синестетических ощущений, они могут быть смодулированы широким спектром медикаментов.

Стоит отметить, что лекарства и другие факторы, описанные в данном исследовании, не просто изменили интенсивность синестетического восприятия или повлияли на то, воспринимается ли оно сознательно. Они также привели к качественным изменениям в самой природе возникающих явлений; конкретнее, смещалось положение проецируемых цветов в поле зрения или появлялись специфичные оттенки. Более того, изменения были не кратковременными - они сохранялись на протяжении нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. Однако, несмотря на ряд неудачных событий, которые вызвали последовательные изменения в синестетических ощущениях субъекта AB на 8 лет, и полное угнетение этих ощущений у CD также на 8 лет, в обоих случаях их синестезия восстановилась до прежнего уровня. Полученные данные свидетельствуют о том, что нейронные процессы, лежащие в основе синестетических ассоциаций, могут сохраняться на протяжении больших периодов времени даже под давлением обстоятельств, способных изменить или полностью подавить сознательные синестетические ощущения.

Полный текст исследования доступен по ссылке:http://biorxiv.org/content/biorxiv/early/2016/09/16/074955.full.pdf

Опубликовано: 01.10.2016 в 03:04

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: